Дизартрия — это не самостоятельное заболевание, а лишь следствие нарушений работы нервной системы. При этом страдает иннервация органов речи, из-за чего ухудшается подвижность языка и губ. Речь становится невнятной, нарушается ритмичность вдоха и выдоха, что приводит к неправильной интонации и паузам между слогами. Нередко бывает повышенное слюноотделение, гнусавость, отсутствие мимики. В работе над устранением дизартрии нужен комплексный подход: лечение у невролога, логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. Нужно постараться выявить и пролечить основное заболевание, которое и привело к нарушению речи.
Лечение
Лечение при помощи логопеда состоит из таких моментов:
- Работы над выразительностью произношения слов.
- Развития моторики.
- Гимнастики путей дыхания.
- Активного общения с другими людьми.
- Коррекции звуков.
- Восстановление артикуляции прочих моментов.
Лечение при помощи лекарств проводится только для устранения основного заболевания. Тут могут быть приписаны ноотропы. Они направлены на то, чтобы улучшать работу мозга и активизировать его деятельность. Прием лекарств может сочетаться и с другими методами. Это:
- Лечебная физкультура.
- Иглоукалывание.
- Массажи.
- Гидротерапия.
- Физиотерапия.
Осложнения
Насколько опасен диагноз невролога РЭП? Без лечения такой вид энцефалопатии может привести к развитию следующих осложнений:
- тяжелой деменции у взрослых пациентов;
- умственной отсталости у детей;
- водянке головного мозга;
- нейроциркуляторной дистонии;
- параличу;
- болезни Паркинсона;
- эпилепсии.
Вероятность развития осложнений повышается, если пациент обратился за помощью слишком поздно, когда погибло значительное количество нервных клеток.
Нередко детские неврологи говорят о минимальной дисфункции головного мозга при диагнозе РЭП. Что это означает? Такое осложнение выражается в психических нарушениях у маленьких пациентов. Ребенок становится неусидчивым, гиперактивным, возбудимым, часто совершает беспорядочные движения. Эти проявления усиливаются в пубертатный период на фоне гормональных изменений в организме.
Степени дизартрии
Классифицировал дизартрию по степеням тяжести французский невропатолог Тардье. Эта работа была проведена им в 1968 году. Он выделил четыре степени тяжести этого заболевания:
- Первая– имеющиеся нарушения может заметить исключительно специалист в области детской неврологии или логопед.
- Вторая– речевые нарушения ребенка заметны всем окружающим.
- Третья дизартрии – речь могут понять только родные ребенка, иногда окружающие, но лишь частично.
- Четвертая – речь отсутствует полностью либо она непонятна никому. Это самая тяжелая форма заболевания, называемая анартрией.
При четвертой степени происходит абсолютная неподвижность мускулатуры, отвечающей за артикуляцию. Она может быть иметь три степени тяжести.
- Первая степень – совершенная анартрия. Явление, при котором ребенок не проявляет голосовых реакций.
- При второй степени наблюдается голосовая вокализация некоторых звуков, зачастую гласных.
- При третьей степени есть простейшие возможности произносить слога.
Средняя тяжесть может выражаться в псевдобульбарной дизартрии. При ней могут двигаться некоторые артикуляционные мышцы. Легкая степень – наличие неврологических симптомов, смазанность речи, проговаривание звуков носом. Могут наблюдаться парезы мышц и нарущенное произношение звуков.
Характеристика клинических форм дизартрии
Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.
При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизведение соноров, свистящих и шипящих.
Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.
При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.
Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).
Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.
Коррекция и лечение
Вылечить самостоятельно заболевание не получится, нужна помощь медиков и логопеда-дефектолога. Коррекция нарушения включает прием медикаментов, если речь идет об органических поражениях мозга, нервных расстройствах. Большую роль играют занятия с логопедом, направленные на правильную постановку речи.
Прием лекарств
Медикаментозную терапию может назначать только врач на основе лабораторной диагностики. Лекарства назначаются, как правило, при поражении головного мозга. В остальных случаях требуется коррекция со стороны логопеда-дефектолога, лечение и наблюдение у невролога. Специалисты должны работать слаженно, параллельно, чтобы достичь хорошего результата.
При стертой дизартрии неврологи назначают медикаменты из группы ноотропов, применять которые нельзя без назначения доктора:
- Глицин;
- Энцефабол;
- Пантогам;
- Кортексин;
- Семакс;
- Фенибут.
Терапия при стертой дизартрии комплексная, включает несколько методов. Проводят лечение на дому с посещением необходимых специалистов. Главная задача − помочь малышу освоить правильную речь, письмо и чтение, общаться без страха.
Логопедическая коррекция
Лечить стертую дизартрию непросто, терапия занимает длительное время, зависит от тяжести поражения. Логопедом-дефектологом проводится специальная подготовка, заключающаяся в подборе упражнений, игр для отдельного ребенка. Составляется речевая карта, где указываются данные диагностики, результаты коррекции. Могут использоваться современные компьютерные программы, тренажеры для устранения проблемы.
Логопедическая коррекция включает несколько этапов:
- всестороннее развитие речи малыша;
- массаж для разработки и стимуляции лицевых мышц;
- автоматизация при звукопроизношении;
- закрепление правильного говорения.
Реализуются задачи через пальчиковые игры, развитие общей и мелкой моторики рук, дыхательной гимнастики, голосовых упражнений, оптимизации речевой моторики.
Логопед совместно с неврологом может посоветовать посещать ряд процедур:
- ЛФК;
- гирудотерапию;
- различные виды массажа;
- иглоукалывание;
- акупрессуру.
Формы заболевания
Форма дизартрии зависит от места и степени поражения нервной системы. Основные виды:
- подкорковая и корковая;
- мозжечковая;
- стертая форма;
- псевдобульбарная;
- смешанная.
Легче всего поддаётся лечению стёртая форма. Встречается она чаще других, но её сложно диагностировать. Иногда специалисты путают стёртую форму дизартрии с дислалией — нарушением дикции при нормальной иннервации речевого аппарата. Между тем, стёртая форма требует таких же слаженных действий всех специалистов, как и другие виды дизартрии.
Диагностика
Внимательные родители могут заметить симптомы дизартрии у ребенка в первый год жизни. Дети в грудном возрасте дают понять своим родным что их что-то беспокоит, чего они хотят с помощью громкого и звонкого крика.
Если этого нет или крик глухой и слабый, можно предположить недостаточное развитие нервно-мышечной системы артикуляционного аппарата. Также маму должны насторожить: слабый сосательный рефлекс и неправильный захват груди, трудности при глотании жидкости (постоянно вытекает молоко изо рта и носа во время кормления). Если помимо симптомов отсутствует интерес к окружающему миру, есть проблемы с дыханием, с пережевыванием пищи, питьем из чашки – это говорит о псевдобульбарном синдроме, который проявляется в раннем возрасте.
Дети с тяжелым анамнезом фетального, перинатального и родового периода наблюдаются у невролога в течение первого года жизни. Если отсутствуют выраженные отклонения в физическом и интеллектуальном развитии, то с учета ребенка могут снять, контроль и ответственность за жизнь, здоровье и развитие малыша лежит на родителях.
Во время постепенного развития навыка речи проблемы могут проявиться, поэтому следует обратиться к логопеду, который может отправить на дополнительную консультацию невропатолога, он и определит причину отклонения, но диагноз еще поставить не может. Возможно многие патологии скорректируются к 4-5 годам с помощью компенсаторных функций головного мозга.
Если восстановление артикуляции не произошло, выявлены дополнительные отклонения в речи и моторике, которые не дают возможность нормальному обучению в общеобразовательном учреждении, врач ставит диагноз «дизартрия» и дает рекомендации по лечению. Специалист занимается с ребенком, корректируя его речь. Родители и дефектолог помогают малышу выработать недостающие навыки с помощью логопедического массажа при дизартрии.
Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно скачать, заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту – с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка
Виды патологии
Дизартрия бывает нескольких типов:
- Бульбарная , при которой отмечается одностороннее или двухстороннее поражение периферических нейронов в шейно-грудном отделе. Мускулатура ротовой полости вялая, частично парализованная, язык дряблый, глоточный рефлекс отсутствует.
- Псевдобульбарная , с двухсторонним нарушением работы кортико-бульбарных нейронов и пирамидных в шейном сегменте. Мышцы не атрофированы. Язык отогнут назад, напряжён. Параличи сочетаются со спазмами.
- Корковая апраксическая постцентральная и премоторная . Нарушены функции коры левого полушария головного мозга, из-за чего артикуляционный аппарат не работает.
- Подкорковая дизартрия, возникающая из-за поражения экстрапирамидных ядер.
- Мозжечковая , при которой речевые действия не скоординированы.
В 95% случаев наблюдается псевдобульбарная разновидность.
оПХВХМШ ДХГЮПРПХХ С ДЕРЕИ Х БГПНЯКШУ
оПХВХМШ ОНБПЕФДЕМХИ МЕПБНБ – ПЮГКХВМШЕ МЕАКЮЦНОПХЪРМШЕ ТЮЙРНПШ ХКХ Б ОЕПХНД БМСРПХСРПНАМНЦН ПЮГБХРХЪ ПЕАЕМЙЮ, ХКХ БН БПЕЛЪ ПНДНБ ХКХ ОНЯКЕ ПНФДЕМХЪ БЯКЕДЯРБХЕ ГЮАНКЕБЮМХИ. пЕВЕБШЕ ОПНАКЕЛШ БНГМХЙЮЧР Б ПЕГСКЭРЮРЕ ОНБПЕФДЕМХЪ РЕУ СВЮЯРЙНБ ЛНГЦЮ, ЙНРНПШЕ МЕНАУНДХЛШ ДКЪ СОПЮБКЕМХЪ ДБХЦЮРЕКЭМШЛХ ЛЕУЮМХГЛЮЛХ ПЕВХ. оПХ ОНПЮФЕМХХ ОЕПХТЕПХВЕЯЙХУ НРДЕКНБ МЕПБМНИ ЯХЯРЕЛШ МЮПСЬЮЧРЯЪ ЯРПСЙРСПШ ДБХЦЮРЕКЭМШУ МЕПБНБ Й ЛШЬЖЮЛ ВЕКЧЯРХ, ЦСА, ЪГШЙЮ, ЫЕЙ, МЕАЮ, ЦКНРЙХ, ЦНПРЮМХ, ДХЮТПЮЦЛШ Х ЦПСДМНИ ЙКЕРЙХ, Ю РЮЙФЕ ЯРПСЙРСПЮ ЪДЕП, ЙНРНПШЕ ПЮЯОНКНФЕМШ Б ЯРБНКЕ Х Б ОНДЙНПЙНБШУ НРДЕКЮУ ЛНГЦЮ, НРБЕВЮЧЫХЕ ГЮ АЕГСЯКНБМН-ПЕТКЕЙРНПМШЕ ЩЛНЖХНМЮКЭМШЕ ПЕВЕБШЕ ПЕЮЙЖХХ, РХОЮ ЯЛЕУЮ, ОКЮВЮ.
оПХ ОНПЮФЕМХХ НРДЕКНБ ЖЕМРПЮКЭМНИ МЕПБМНИ ЯХЯРЕЛШ МЕДНЯРЮРНВМН ПЮГБХРШ ОНДЙНПЙНБН-ЛНГФЕВЙНБШЕ ЪДПЮ Х ОПНБНДЪЫХЕ ОСРХ, НЯСЫЕЯРБКЪЧЫХЕ ПЕЦСКЪЖХЧ ЛШЬЕВМНЦН РНМСЯЮ, ОНПЪДНЙ ЛШЬЕВМШУ ЯНЙПЮЫЕМХИ ПЕВЕБНИ ЛСЯЙСКЮРСПШ Х ЯНЦКЮЯНБЮММНЯРЭ Б ПЮАНРЕ ЮПРХЙСКЪЖХНММНЦН, ЦНКНЯНБНЦН Х ДШУЮРЕКЭМШУ ЮООЮПЮРНБ. бЯКЕДЯРБХЕ ЩРНЦН МЮПСЬЮЕРЯЪ ОПНЯНДХВЕЯЙХИ ЙНЛОНМЕМР ПЕВХ: ЦПНЛЙНЯРЭ, ОКЮБМНЯРЭ, РЕЛО, РЕЛАП, ЩЛНЖХНМЮКЭМЮЪ БШПЮГХРЕКЭМНЯРЭ. еЯКХ ОНБПЕФДЕМШ ОПНБНДЪЫХЕ ЯХЯРЕЛШ, МЮОПЮБКЪЧЫХЕ ХЛОСКЭЯШ НР ЙНПШ ЦНКНБМНЦН ЛНГЦЮ Й МХФКЕФЮЫХЛ ЯРПСЙРСПЮЛ ДБХЦЮРЕКЭМНЦН ЮООЮПЮРЮ, ОНБШЬЮЕРЯЪ ЛШЬЕВМШИ РНМСЯ Б ЛСЯЙСКЮРСПЕ ПЕВЕБНЦН ЮООЮПЮРЮ Х СЯХКХБЮЧРЯЪ ПЕТКЕЙЯШ НПЮКЭМНЦН ЮБРНЛЮРХГЛЮ. оПХ ЖЕМРПЮКЭМНЛ ОНПЮФЕМХХ МЕДНПЮГБХРШЛХ РЮЙФЕ НЙЮГШБЮЧРЯЪ Х ЙНПЙНБШЕ НРДЕКШ ЦНКНБМНЦН ЛНГЦЮ, НАЕЯОЕВХБЮЧЫХЕ ТНПЛХПНБЮМХЕ ПЕВЕБШУ ЯОНЯНАМНЯРЕИ.
с БГПНЯКШУ Х ДЕРЕИ ОПХВХМШ ДХГЮПРПХХ ПЮГМШЕ.
с БГПНЯКШУ НМЮ БШГБЮМЮ МЮПСЬЕМХЕЛ ЛНГЦНБНЦН ЙПНБННАПЮЫЕМХЪ БЯКЕДЯРБХЕ ЯНЯСДХЯРШУ ГЮАНКЕБЮМХИ, ВЕПЕОМН-ЛНГЦНБШУ РПЮБЛ, НОСУНКЕИ ЛНГЦЮ, ХМТЕЙЖХНММШУ ГЮАНКЕБЮМХИ (ЛЕМХМЦХР, ЩМЖЕТЮКХР). с ДЕРЕИ НРЛЕВЮЕРЯЪ БМСРПХСРПНАМЮЪ ОЮРНКНЦХЪ ОКНДЮ: ЦХОНЙЯХЪ, ЙПЮЯМСУЮ, ГЮАНКЕБЮМХЕ ЛЮРЕПХ, СОНРПЕАКЕМХЕ НРДЕКЭМШУ КЕЙЮПЯРБ; ПНДНБШЕ РПЮБЛШ, МЕОПЮБХКЭМНЕ ОНКНФЕМХЕ ОКНДЮ ОПХ ПНДЮУ, ЮЯТХЙЯХЪ, ЙПСОМШИ ОКНД, ЙНМТКХЙР ПЕГСЯ-ТЮЙРНПЮ. цПСООШ ДЕРЕИ Я ДХГЮПРПХЕИ ПЮГМНПНДМШЕ. оПЪЛНИ БГЮХЛНЯБЪГХ ЛЕФДС РЪФЕЯРЭЧ ДЕТЕЙРЮ Х БШПЮФЕММНЯРЭЧ НРЙКНМЕМХИ МЕР.
Лечение
Лечение дизартрии у детей с маленьких лет происходит с привлечением нескольких специалистов. Комплексный подход важен в получении положительного результата.
Работа логопеда
Специалист разрабатывает индивидуальные занятия для детей, обязательно используется речевая карта, в которой отображаются все виды занятий с ребенком, его успехи. В ней обозначены методы диагностики дефекта и рекомендации по его коррекции, лечению.
Основной упор в работе логопед делает на развитие:
- Мелкой моторики. Ребенку предлагаются обучающие игры для пальчиков, проводится гимнастика.
- Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
- Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
- Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
- Коммуникация и выразительность. Дети дошкольного возраста учатся выражать свои мысли, на занятии отрабатывается эмоциональность речи, ее коррекция.
Логопед чередует групповые и индивидуальные занятия. Индивидуально он прорабатывает конкретные слова, следит за правильностью произношения, делает массаж. Групповые занятия по-своему полезны. Участвуя в групповом задании, маленький пациент непроизвольно развивает свою речь, пополняет словарный запас.
Медикаментозные мероприятия
Для лечения ребенка используются также медикаменты. Они назначаются неврологом для лечения основного неврологического заболевания. Чаще всего это ноотропы, такие, как «Пантогам», «Глицин», «Глицисед», «Нообут» и другие
Они помогают ребенку воспринимать информацию, так как стимулируют когнитивные процессы, улучшают память, внимание и мыслительные процессы
Дизартрия у детей лечится не только с помощью лекарств. Для стимуляции работы головного мозга в лечении используются точечный массаж, лечебная физкультура и ванны, физиотерапия и другие дополнительные методы нетрадиционной медицины:
- Гирудотерапия. Лечение медицинскими пиявками.
- Иглоукалывание. Через определенные точки на теле пациента происходит стимуляция активных зон, используется для лечения или при снятии боли.
- Изотерапия. Лечение с помощью рисования.
- Песочная терапия. Лечение с использованием песка.
- Дельфинотерапия. Занятия с дельфинами для расслабления или тонуса мышц.
Лечение дома
Для закрепления успехов на логопедических занятиях, медикаментозной поддержки и других манипуляций ребенок должен и дома продолжать лечение.
Массаж для языка. Повернуть его в разные стороны, показать изо рта, спрятать, поболтать между губами. Несколько раз облизнуть губы, перемещение кусочка сахара во рту от одной щеки к другой.
Гимнастика для щек. Проводится с помощью их надувания, поочередного надувания, имитации сосательных движений, вибрации губами.
Упражнения для нижней челюсти. Приоткрывать и закрывать рот, зубами захватить марлевую повязку, которую другой человек старается вытянуть.
Речевое дыхание
Таким детям крайне важно научиться правильно дышать. Проводится дыхательная гимнастика
Причины дизартрии у детей в 5 лет
Детская дизартрия – распространённая патология, и количество заболевших малышей с каждый годом в нашей стране растет. Заболевание характеризуется нарушением речевого аппарата, снижением силы голоса, замедлением психофизического развития, ограничением подвижности языка и губ, нарушением скорости чтения и письма.
Дизартрия у детей не является самостоятельной патологией, причиной появления симптомов может быть совсем другое заболевание, лечение в возрасте 5 лет должно быть комплексным, так как избавиться от нарушений непросто.
Симптомы
Симптоматика определяется степенью выраженности патологии, возрастом ребенка, особенностями его речевого аппарата. Стертая дизартрия у детей дошкольного возраста характеризуется смазанностью признаков. В отдельных случаях родители вовсе не замечают у ребенка каких-либо патологических изменений.
Чаще всего диагностируют заболевание у детей, с рождения наблюдавшихся у логопеда и детского невролога по тем или иным причинам. Диагностика дизартрии осуществляется по нескольким симптоматическим категориям, описанным ниже.
Общая моторика
Отмечаются скованность, ограниченность телодвижений, быстрое мышечное переутомление. Ребенку сложно стоять на одной ноге, прыгать, ходить по узкому пути.
Нарушение моторики особенно проявляется при попытках танцевать, совершать спортивные упражнения и иные схематически четкие и ритмичные движения. Пациент не чувствует ритм, не может в него влиться.
Мелкая моторика у детей с дизартрией
Нарушение мелкой моторики становится заметным, когда ребенок начинает обслуживать сам себя. У него возникают затруднения в совершении простых манипуляций: застегивании пуговиц, размешивании напитка ложкой, завязывании шнурков. Больной ребенок отказывается от игр и занятий, требующих работы руками: от рисования, вырезания ножницами, создания поделок из пластилина.
У школьников возникают трудности с письмом: при написании слов буквы заменяются похожими по звучанию, не получается держать темп письма, даже при медленном написании получается непонятный и уродливый почерк.
Особенности артикуляционного аппарата
Отмечаются скупая мимика, низкий тонус лицевых мышц, постоянное нахождение рта в приоткрытом состоянии. Слабые мышцы не позволяют сжать губы в трубочку, активность движения языка низкая. Из-за этого произносимые звуки искажаются, сливаются, интонация утрачивает четкость.
Особенности звукопроизношения у детей
Стертая форма дизартрии у детей проявляется искажением и смешиванием фонем, иногда они вовсе пропускаются в словах (но пациент может проговаривать их в отдельности). Речь невнятная, неразборчивая, что обусловлено проблемным произношением шипящих и межзубных звуков. Больному сложно произносить длинные слова, состоящие из множества слогов.
Нарушения просодики при дизартрии
Интонация при стертой дизартрии невыраженная. Отмечаются проблемы с высотой и силой голоса, выдохи при разговоре слабые. Тембр неправильный, в большинстве случаев слишком быстрый, возможно появление гнусавости. Ребенок говорит монотонно, при долгом разговоре речь утрачивает внятность, голос постепенно слабеет. Голос не имеет глубины и силы, повысить его не получается. Маленький пациент не умеет подражать голосам животных и птиц.
Нарушение речевого развития у детей
Нарушение речевого развития определяется степенью выраженности стертой дизартрии. На начальном этапе у больного наблюдаются затруднения в просодике и восприятии звуков. Речевой аппарат и ориентационные способности в норме.
На второй стадии нарушение фонематического восприятия и просодические проблемы сопровождаются затрудненным произношением звуков, совершением грамматических и лексических ошибок в словах.
В тяжелом случае наблюдаются разнообразные нарушения звукового восприятия, произношения слогов и слов.
Причины дизартрии у детей в 5 лет
Детская дизартрия – распространённая патология, и количество заболевших малышей с каждый годом в нашей стране растет. Заболевание характеризуется нарушением речевого аппарата, снижением силы голоса, замедлением психофизического развития, ограничением подвижности языка и губ, нарушением скорости чтения и письма.
Дизартрия у детей не является самостоятельной патологией, причиной появления симптомов может быть совсем другое заболевание, лечение в возрасте 5 лет должно быть комплексным, так как избавиться от нарушений непросто.
Лечение и коррекционные методы
Перед началом лечения пациента отправляют на диагностические мероприятия для определения степени тяжести и стадии развития заболевания, вызвавшего нарушение речи. Обычно пациент должен пройти:
- магнитно-резонансную томографию головного мозга;
- эзофагоскопию;
- электромиографию языка;
- тесты на миастению.
При бульбарной дизартрии применяется комплексная терапия, включающая:
- Прием ноотропов – медикаментов, стимулирующих работу головного мозга, восстанавливающих умственную способность. Обычно назначаются препараты «Луцетам», «Карбамазепин».
- Прием медикаментов, снижающих слюноотделение. Без этих препаратов обойтись невозможно, так как слюна у больных течет очень сильно, в сутки может вытечь количество, превышающее литр. Чаще всего назначается «Атропин».
- Хирургическое вмешательство с целью устранения патологии, спровоцировавшей речевое нарушение: гнойника, опухоли, скопления крови после инсульта.
- Восстановление функциональности организма. Для этого принимают витаминные комплексы.
- Устранение нарушения дыхательной функции. Осуществляется искусственная вентиляция легких.
- Логопедические занятия, помогающие восстановить функциональность артикуляционных органов, нормализовать произношение звуков, сделать речь четкой и выразительной. Проводятся массажные процедуры и артикуляционная гимнастика.
- Физиотерапевтические мероприятия, лечебные ванны, иглоукалывание.
Важный коррекционный этап комплексной терапии – посещение сеансов у логопеда. Специалист назначает упражнения, помогающие разработать органы артикуляции. Посредством занятий:
- восстанавливается четкая и внятная речь;
- ставится голос и речевое дыхание;
- укрепляется артикуляционная мускулатура;
- исправляются ошибки в произношении.
Для повышения подвижности мышц лица и языка применяется логопедический массаж для детей в домашних условиях, а также логопедический массаж зондами.
Ниже приводятся примеры простых и действенных упражнений при бульбарной дизартрии:
- Ребенок запрокидывает голову, делает ртом движения, будто что-то жует и проглатывает. Рот должен быть закрыт.
- Пациент широко раскрывает рот, прижимает язык к верхним зубам, удерживает в таком положении 10 – 15 секунд.
- Логопед кладет на губы ребенка небольшие предметы, а тот старается удержать их как можно дольше.
- Пациент раздувает и втягивает щеки при закрытом рте.
Описанные упражнения эффективны при своей простоте. Их можно делать дома при невозможности регулярного посещения логопеда. Желательно заниматься с ребенком 2 – 3 раза в день. Только в этом случае удастся быстро добиться нормализации произношения.
Методы коррекции и лечения расстройства речи
Для успешной коррекции речевых расстройств необходимо придерживаться следующих принципов
:
- Системный принцип сочетания различных методов.
- Регулярность проведения занятий.
- Начало восстановления речевых функций незамедлительно после их диагностики.
- Восстановление всех составляющих речи одновременно (связанность, артикуляция, правильная грамматика).
- Коррекция психического состояния человека в целом.
- Формирование стимулов к проведению лечения, индивидуальность занятий.
Своевременность коррекции особенно важна в случаях развития дизартрии после инсультов и черепно-мозговых травм и врожденных аномалиях речи при ДЦП. Очень важна целенаправленность и последовательность прилагаемых усилий, ведь лечение может продлиться в течение нескольких лет.
Главными методами устранения речевой дизартрии являются
:
- устранение голосовых нарушений;
- постановка правильного речевого дыхания;
- формирования фонематического приятия;
- развитие мимической моторики и артикуляции;
- правильная постановка звуков;
- развитие моторики рук.
На подготовительном этапе коррекции происходит устранение вторичных проявлений болезни, препятствующих произношению звуков: повышенного слюноотделения и атрофии мышц.
Следующим шагом становится верная постановка отдельных звуков, слогов и слов. На заключительной стадии основной задачей является вовлечение больного в продуктивное общение.
Мышцы оральной области тренируются простыми навыками жевания, которые у больных вследствие инсульта (а также при других нарушениях нервной системы) могут быть утрачены. Человека попросту учат жевать заново, то одной, то другой стороной рта.
В случае присутствия у ребенка, старшей возрастной группы, сосательных движений, врач может механически им препятствовать, например, зафиксировав язык рукой в перчатке или шпателем. В целях устранения слюнотечения ребенка учат сглатывать слюну.
Научить человека разговаривать заново или просто говорить правильно, очень тяжелая задача, по-сути, у больного должен быть выработан новый условный рефлекс. В коррекции заболевания недостаточно использовать методы подражания звукам, произносимым врачом.
Логопеды чаще прибегают к механическому воздействию на речевой аппарат, используя руки или специальные приспособления (шпателя, ложки) для придания органам нужной постановки (позы).
Помимо механического воздействия происходит изменение произносительной составляющей речи больного (ударение, темп, интонация, ритм), которая заключается в следующем
:
- соотношение самой речи с другими составляющими психики личности пациента;
- развитие произносительной части речи включает в себя много различных компонентов: моторику, произношение, артикуляцию;
- коррекции подлежат не только сами дефекты, воздействие оказывается на причины, их вызвавшие.
В лечении дизартрии используются все виды логопедических массажей, которые можно выполнять и в домашних условиях.
Исправление интонации при дизартрии осуществляется по нескольким направлениям
:
- отличия в повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациях;
- развитие понятия выразительности речи посредством интонаций.
Фонетическая составляющая речи корректируется посредством назначения лекарственных средств, стабилизирующих работу нейронов мозга. Одновременно назначаются лечебный массаж, иглоукалывание и физиолечение.
Использование медикаментозного лечения (ноотропы) применяется для активации мозговой деятельности, а именно
:
- повышения способности к обучению;
- развитию когнитивных (познавательных) навыков;
- улучшению способности к запоминанию;
- активизации умственной деятельности.
Широко применяются такие препараты как ноотропил, фенибут и кортексин. Для нормализации мозгового кровообращения и устранению кислородного голодания прописывается цинназирин. Хорошо проявили себя в лечении заболевания пирацетам и финлепсин. В качестве вспомогательной терапии пациентам выписывается Магний В6.
РЭП неврология: что это, причины заболевания
Невролог диагностирует РЭП при нарушениях функций мозга, возникающих после заболеваний, провоцирующих повреждение нервных клеток. Наиболее распространенные причины РЭП следующие:
- механические повреждения церебральных тканей вследствие ушибов, сотрясений, костных переломов, внутричерепных кровоизлияний и т.д.;
- перинатальные энцефалопатии, возникшие в результате патологий внутриутробного развития, либо повреждений ЦНС в первые дни жизни;
- энцефалиты инфекционной природы;
- аутоиммунные процессы в ЦНС;
- повышенное содержание мочевины в крови при почечных или печеночных заболеваниях;
- нарушение церебральной гемодинамики в результате атеросклероза, ишемического инсульта, эмболии и т.д.;
- повреждение нейронов на фоне сахарного диабета;
- интоксикации, особенно при отравлениях нейротоксинами, солями тяжелых металлов, этиловым спиртом, психотропными препаратами;
- систематическое употребление наркотических средств.