Ребенку годик – первая знаменательная дата в жизни ребенка, без празднования которой не обходится ни одна семья. Для одних малышей это событие не влечет за собой никаких перемен, касающихся изменения привычного распорядка дня, для других переход в новую возрастную категорию сопряжен с перестройкой режима дневного отдыха и графика кормления.
Рост и вес в 12 месяцев
Ребенок остается очень активным и тратит уйму энергии на изучение окружающего мира, поэтому прибавка в весе в этом возрасте остается небольшой: около 400 грамм. Рост увеличивается в пределах одного сантиметра.
Средними росто-весовыми показателями в 12 месяцев являются вес около десяти килограмм и рост от 71 до 79 сантиметров. Стоит отметить, что нет точных показателей роста и веса для всех детей в этом возрасте. Из-за особенностей разных организмов, наследственности и условии роста изменения роста и веса ребенка могут разниться от ребенка к ребенку и небольшие несовпадения со нормальными показателями не большая проблема.
Осмотр у врачей и вакцинация малыша
Регулярный медицинский осмотр необходим, особенно в годовалом возрасте. Новый порядок осмотра в 2020 году утвержденный Приказом Минздрава России от 10.08.2017 N 514 н, предполагает осмотр годовалого ребенка у следующих специалистов:
- педиатр
- невролог
- детский хирург
- оториноларинголог
- травматолог-ортопед
- офтальмолог.
Помимо обязательного осмотра, исследуется анализ крови, мочи, а также проводится электрокардиография.
При отсутствии противопоказаний от врачей, по достижении ребенком полных 12 месяцев проводится комплексная вакцинация. В нее входит: прививка против кори, краснухи, эпидемического паротита и четвертая прививка против вирусного гепатита B (детям в группе риска).
Умения и навыки в 12 месяцев
- В этом возрасте малыши могут ходить, держа за руку родителей или опираясь на мебель. Некоторые дети начинают ходить самостоятельно, однако часть предпочитает передвигаться на «четвереньках». Не стоит волноваться, что малыш ещё не начала ходить, возможно его организм его не готов к этому.
- Умело манипулирует руками. Ребенок может удерживать несколько предметов, используя как одну руку, так и обе. Может передать предмет, взять или удерживать.
- Ребенок способен самостоятельно встать или присесть, не опираясь на мебель или стены.
- Малыш умело играет с более сложными игрушками. Например, может построить пирамидку, надевая колечки на палку.
- Осваивает навыки невербального общения. Жестами может поздороваться, подозвать, поблагодарить или попрощаться. Легко изучает новые жесты и повторяет за родителями.
- Пытается есть самостоятельно с помощью столовых приборов. Лучшим вариантом будет приобрести специальные столовые приборы из мягких и износостойких материалов, которыми будет удобно пользоваться ребенку.
Уход за годовалыми детьми
Умение ребёнка ходить к году жизни даёт возможность сделать некоторые гимнастические упражнения более сложными, кроме того, выполнять их можно из разных положений – лёжа, сидя и стоя. Приемлемо использовать для зарядки мячи, фитбол, кольца из качественного пластика, деревянные палочки. Продолжительность комплекса, включающего упражнения и массаж, в этом возрасте составляет полчаса. При использовании массажа допустимы новые приёмы в виде лёгкого поколачивания, разминание с одновременным пощипыванием. Обычное время занятий – спустя 40-60 минут после еды, чтобы младенец не был голодным.
Основные движения, которые считаются самыми полезными:
- подъём выпрямленных ножек;
- перевороты с живота на спинку;
- приседания с поддержкой;
- вращение ручками;
- наклоны вперёд с прямыми ножками.
Годовалый карапуз отличается повышенной активностью, и способен залезть куда угодно, не считая того, что много перемещается по полу. Поэтому умывать его приходится несколько раз в течение дня, это касается личика и рук, которые необходимо мыть не только перед едой, но и после туалета, по завершению прогулки на улице.
Утренние умывания предусматривают гигиену личика, ушек и ротовой полости, в связи с этим, у ребёнка должны быть собственные гигиенические принадлежности – щётка, мочалка, полотенце и расчёска.
Любые средства для мытья должны быть детскими, поскольку взрослые могут иметь агрессивный состав, сушить кожу, вызывать раздражения и аллергию. В ванночку можно класть специальный резиновый коврик, который предотвратит скольжение, но присматривать за малышом придётся всё равно.
Ухаживать за зубками можно с помощью мягкой детской щёточки, а применять зубную пасту для маленького ребёнка следует только тогда, когда он научится полоскать рот. Это младенец должен делать регулярно до и после еды.
Время прогулок, а их должно быть не меньше двух в день, зависит от погоды. Не стоит гулять с ребёнком в сильные морозы, летом в жаркие дни, следует бывать на свежем воздухе до 11 часов утра и после 16 часов, когда спадает жара, и солнце не так опасно для здоровья крохи.
Появление первых зубов
В год у малышей обычно уже есть верхние и нижние центральные резцы. В возрасте двенадцати месяцев начинают расти верхние и нижние боковые резцы, а также могут появится первые коренные зубы. Как правило, процесс появления зубов у девочек начинается несколько раньше и проходит быстрее чем у мальчиков.
Некоторые дети не проявляют никаких внешних признаков роста зубов, и их появление может быть обнаружено лишь по белым следам на деснах малыша. Однако большая часть малышей при росте зубов переносит некоторые болезненные симптомы, среди которых обильное слюновыделение, покраснение и опухание десен, постоянное желание покусать предметы и почесать небо, а также продолжительное повышение температуры до 37-38 градусов.
Чтобы помочь ребенку перенести дискомфорт от прорезывания первых зубов можно проводить небольшой массаж десен. Делается он хорошо вымытым пальцем. Также эффективны будут специальные игрушки-прорезыватели из резины, геля или силикона.
Хорошо боли в деснах снимают прохладные компрессы из хлопчатобумажной салфетки, смоченной водой.
При появлении первых зубов необходимо начать гигиенический уход за ними. Лучшими способами будет использование салфеток с напальчником с безопасным антисептиком ксилитом или дентальные салфетки. Также хорошим вариантом является чистка полости рта бинтовым или марлевым тампоном, смоченным в слегка подсоленной кипяченой водой. Гигиенической обработка рта следует делать дважды в день: утром и перед сном.
Психо — эмоциональное поведение ребенка
Ребенок начинает выстраивать логически цепочки и открывать для себя новые закономерности. Если взрослый спрятал любимую игрушку, малыш осознает, что предмет никуда не пропал, и затем начинает искать вещь там, где она была спрятана. В таком возрасте ребенок учится самым простым манипуляциям с игрушками – брать с собой медведя «спать», кормить куклу, а также тянуть машинку за веревку.
Дети в любом возрасте очень любопытны. Способы изучения того или иного предмета с течением времени не меняются.
Для того чтобы ребенок осознал предназначение вещи, он стучит по ней, кладёт в рот или трясет. Если вещь напоминает тот или иной продукт пищи, малыш будет тянуть его в рот. Ощупывая и прикасаясь к различным предметам, ребенок может показать вам, что ему приятны далеко не все ощущения нравятся.
Осязание и тактильные ощущения
Повышенная тактильная чувствительность очень часто возникает у детей именно в годовалом возрасте. Ребенок показывает, что ему неприятны многие осязания. К примеру, малышу не нравятся влажные мягкие предметы или ходить босиком по песку. Именно поэтому ребенок должен познать, как можно больше тактильных ощущений, для того чтобы получать жизненный опыт. Не нужно торопить события и демонстрировать малышу все и сразу.
Знакомство с окружающим миром должно протекать постепенно. Задача взрослых заключается в ежедневном общении, тактильном контакте и обучении ребенка новым ощущениям.
Родители могут взять предметы с разной текстильной поверхностью и аккуратно прикасаться к рукам ребенка.
Ребенок интересуется всем неопознанным и новым. Он часами может доставать и складывать различные предметы из емкости. Когда ребенок встречает уже знакомых ему людей, он с удовольствием тянется к общению с ними. Главное стремление – всегда находиться в центре внимания.
Познание окружающего мира через игры
Каждое действие и каждая игра ребенка становятся более осмысленными. Важно уделять как можно больше времени для игр с ним именно в этот период. Игра с папой значительно отличается от игры с матерью и должна проводиться как можно чаще. Такие «Шумные» игры как пинание мячика, подбрасывание вверх и прятки положительно влияют на ребенка и приносят ему радость.
Просмотр иллюстрированных книжек – одно из любимых занятий маленького ребенка. Все яркое и красивое привлекает внимание. Первые книжки не должны быть громоздкими и тяжелыми, так как ребенок воспринимает все яркое как игрушки: будет постоянно держать в руках, крутить, вертеть и кидать.
Когда ребенок видит на страницах книги знакомый предмет, он внимательно рассматривает его. В такие моменты очень важно громко произносить название изображаемого на картинке предмета. Так ребенок сможет понять что означают те или иные предметы, которые его окружают и какое они имеют значение.
Общение
Ребенку необходимо внимание со стороны своих родителей. Он ищет любые возможные средства коммуникации с ними: жестикуляция и голосовые сигналы. Все просьбы ребенка сопровождаются звуковым сопровождением. Таким образом малыш получает жизненный опыт и определенные навыки. Запретная интонация звучит только при необходимости.
Речевое развитие
Произношение новых звуков вызывает у ребенка особый интерес и восторг. Малыш с радостью учится проговаривать новые звуки. Повторяющиеся слоги и отдельные звуки запоминаются легче всего. Именно повторение таких слогов как «ма-ма» и «па-па» становятся самыми первыми словами в жизни маленького человека. В годовалом возрасте большинство детей произносят свое первое слово.
Разница между словом и сочетанием звуков заключается в ассоциации слова с определенной обстановкой, действием или человеком. Произношение звуков происходит само по себе и не несет никакой смысловой нагрузки. Дети отлично запоминают часто произносимые взрослыми фразы и понимают их значение.
Ребенок отлично понимает, что многие фразы чаще всего сопровождаются определенной жестикуляцией. К примеру, если малыш слышит фразу «пока-пока», он по просьбе одного из родителей помашет рукой в след уходящему. Самые простые просьбы «дай мне», «достань», «покажи» ребенок выполняет беспрекословно. К сожалению, в годовалом возрасте количество запоминаемых слов и выражений в значительной мере превосходит количество произносимых слов. Реакция на запрет не всегда оперативна. Хорошо знакомое слово «нет» не всегда останавливает ребенка.
Психико-эмоциональное развитие в 12 месяцев
- Малыш знает и произносит около двадцати слов. Обычно в эти слова входят названия окружающих его предметов, имена людей или частые события. Произношение ещё далеко от идеального, но большинство слов не составит труда понять. Некоторые слова ребенок может использовать в искаженном смысле или вкладывать в их значение больше, чем есть на самом деле.
- Малыш с интересом знакомится и общается с другими детьми. Но следует быть осторожными, так как в таком возрасте часто происходят конфликты.
- Ребенок понимает разницу между взрослыми, и кто как к нему относится. Он может быть более капризным и непослушным в обществе доброй мамы и бабушки и наоборот вести себе гораздо сдержаннее со строгим папой или дедушкой.
- Ребенок проявляет характер в играх. Он придумывает новые правила, пытается сделать всё по-своему. Из-за этого общения ребенком может немного усложнится.
- Начинает развиваться долговременная память. Ребенок запоминается всё, что было с ним вчера, три дня назад или даже неделю спустя.
- Ребенок с интересом слушает музыку и играет под неё. Некоторые дети пытаются подпевают, другие танцуют.
- Ребенок продолжает осваивать юмор. Теперь для него важно не только смеяться самому, но и попытаться рассмешить или обрадовать родителей. Развитое чувство юмора может быть признаком высокого интеллекта
- Может ответить на вопросы да/нет кивком головы, попрощаться и поприветствовать взмахами руки. Также малыш понимает простые фразы, когда ему предлагают что-то или просят подойти.
Как развивать малыша в год
Для развития ребёнка в разных направлениях нужны регулярные занятия:
- Детям необходимы игрушки в виде толокаров и каталок, которые помогут им быстрее освоить ходьбу. К тому же родителям не нужно будет постоянно водить малыша, придерживая его за ручки.
- Продолжаем совершенствовать мелкую моторику – для этого хороши разные виды занятий – рисование, лепка из теста, цветного пластилина, создание несложных аппликаций. Можно купить ребёнку простые пазлы и мозаики, мягкий конструктор, заняться с малышом сортированием мелких предметов, пересыпанием круп, шнуровкой по методу Монтессори.
- Дети любят, когда им читают интересные книги – сказки, детские рассказы, весёлые стихотворения. Если при этом они рассматривают яркие иллюстрации, они быстрее запоминают новую информацию, расширяют кругозор, знакомятся с новыми словами. Обсуждая прочтение каждого произведения, можно повышать умственный и речевой потенциал детишек, контролировать, насколько правильно они произносят слова.
- Для годовалых детей полезны любые музыкальные занятия, а прослушивать музыку можно во время зарядки. Для развития музыкального слуха и ритма предложите карапузу игрушечные инструменты – барабан, дудочку, бубен или ксилофон.
- В год детки уже осваивают ролевые игры, но, помимо игрушек и кукол, с ними можно играть в театр, используя пальчиковые фигурки-персонажи. Такие спектакли полезны для развития мышления и речевой функции.
Совместные игры и уроки должны быть гармонично вписаны в детский распорядок дня, более активные проводятся до обеда, а спокойные можно проводить во второй половине дня, не боясь, что малыш перевозбудится перед ночным отхождением ко сну.
← режим дня в 11 месяцев режим дня в 2 года →
Кризис первого года
В этом возрасте у детей начинается переходный период, сопровождаемый большими переменами в характере и поведении ребенка. Он становится агрессивнее, часто перестает слушаться родителей и взрослых, очень легко обижается, часто плачет и капризничает, проявляет повышенную самостоятельность.
Причиной таких изменений в поведении несколько. Во-первых, у ребенка появляется своя воля. Из-за желания её проявить возникает конфликт с родителями. Во-вторых, ребенок хочет продолжить познавать мир, а любые запреты (даже во благо ребенка) от родителей понимаются им как препятствие к развитию. В-третьих, малыш становится гораздо увереннее в себе и пытается совершать действия, на которые ещё не способен. Из-за неудач он начинает сильно нервничать и переживать.
Физическое развитие малыша
Юный исследователь — именно так можно назвать годовалого ребенка. Он много ползает, а также ходит, держась за руку взрослого или другую опору. Некоторые малыши уже могут передвигаться самостоятельно.
Дети годовалого возраста способны показывать, минимум, два жеста, например, махать ручкой «до свидания» и слать воздушный поцелуй (зависит это от того, чему активно учили родители).
Ребенок в год может хватать большим и указательным пальцами негабаритные предметы, например, пуговицы на одежде, мелкие кубики или прочее.
Важным является то, что действия обеих рук на данном этапе развития становятся скоординированными — как правило, за игрушкой малыш тянется уже не одной, а двумя ладошками. Если во время кормления давать ребенку ложку, он будет совершать попытки опустить ее в тарелку и даже направить в рот.
В положении сидя маленький человек уже отлично держит равновесие. Даже если мама в этот момент надевает крохе носок, он не заваливается назад, как это было ранее.
Примерно с года у детей появляется привычка выбрасывать вещи из шкафов, доставать все из коробок. Таким путем ребенок постигает пространственные отношения. Этот этап развития непростой для мамы, проходят абсолютно все мальчишки и девчонки, вне зависимости от темперамента, характера и прочего.
С каждым членом семьи кроха ведет себя по-своему, а еще прекрасно понимает, как и кем можно манипулировать.
Проверка темпов развития в 12 месяцев
Один год – это важная дата в развитии ребенка, его первое день рождение. Его развитие продолжать идти огромными шагами, но важно понимать, что малыш уже умеет и может делать, а с чем ему необходима помощь. Чтобы удостоверится в необходимом уровне развития вашего малыша, можно провести ряд несложных наблюдений и тестов на общее физиологическое и интеллектуальное развитие.
- Ребенок может подняться и стоять, опираясь на что-либо. Некоторые способны сделать самостоятельные шаги.
- Малыш должен использовать как минимум пару простых жестов.
- Произносить и понимать несколько простых слов.
- Малыш может самостоятельно пить из своей кружечки и пытаться есть с помощью ложки. Также он должен пытаться копироваться движения взрослых, например, расчесывание.
- Ребенок должен уметь собирать небольшую башенку из кубиков (два-три кубика в высоту).
- Может определить объекты по описанию и указать на них.
Постарайтесь обратить пристальное внимание на поведение ребенка. Проявление некоторых особенностей может означать небольшие отклонения в развитии. К там особенностям можно отнести следующее:
- Активно не взаимодействует с новыми объектами окружения и игрушками.
- Не отвечает не своё имя, а также медленно реагирует на раздражающие звуки или голоса близких родственников.
- Стоя не способен выдержать свой вес.
- Слишком спокойный
Психическое развитие
Психологическая сторона жизни двенадцатимесячного малыша становится достаточно сложной. Часто родители сталкиваются с трудностями — карапуз, который совсем недавно задорно улыбался всем подряд, вдруг меняется, и не в лучшую сторону. Психологи утверждают, что пугаться проблем не стоит — просто кроха переживает достаточно сложный (переходный) период.
Что может наблюдаться в 12-месячном возрасте:
- ребенок не хочет играть «по правилам». Если некоторое время назад он строил башенку из кубиков или помогал маме лепить из песка, то теперь он может начать просто разбрасывать все предлагаемые ему предметы, чтобы увидеть, насколько далеко они разлетаются;
- у ребенка формируется долговременная память. Это значит, что события, произошедшие один или даже несколько дней назад, не забываются, а «откладываются»;
- малыш начинает понимать, как и с кем играть. Со старшими братьями и сестрами это могут быть активные ползанья или прочие виды догонялок, с папой — мяч, с мамой — «ладушки» и т.д.;
- частые спутники этого возраста — страхи. Малыш боится расставаться с мамой, а если попадает в окружение малознакомых лиц, хочет чувствовать, что рядом есть кто-то близкий. Родным стоит подумать о том, как обезопасить малыша от подобных переживаний;
- часто дети в 12 месяцев начинают оказывать влияние на взрослых, от которых им что-то нужно. Методы могут быть разные: крики, истерики, визжания, даже падания на пол. В таких ситуациях специалисты рекомендуют взять ребенка на ручки, успокоить и постараться отвлечь от желаемого, если этот предмет опасен;
- малыши в 12 месяцев уже способны пританцовывать в такт музыке и даже «подпевать»;
- детки указанного возраста тянутся к сверстникам и с удовольствием с ними контактируют;
- ребенок в год знает названия привычных предметов, понимает некоторые обращенные к нему слова. Звуками, жестами, пальцами кроха может показать, что он хочет — игрушку, воду, еду или иное;
- малыш начинает произносить все больше звуков. Как правило, повторяющиеся слоги «ма-ма», «па-па» и другие становятся первыми словами. Важно, чтобы в годик их было не менее 2-3;
- ребенок осваивает игры, подходящие по возрасту. Сортеры, пирамидки, каталки, мячи — то, что обязательно нужно предложить годовасику.
А в силу возраста получается далеко не все и не всегда, что и вызывает определенный бунт и недовольство. В-третьих, ребенок в год активно изучает мир, и помогает ему в этом недавно освоенный навык — ходьба. Любые запреты рассматриваются малышом как попытка ограничить его в изучении окружающего пространства.
Родители должны понимать, что трудности — не вечны. Пройдет совсем немного времени, и они останутся в прошлом.
Питание в 12 месяцев
Питание в этом возрасте мало чем отличается от прошлого месяца. В целом, в 12 месяцев можно начать приучать малыша к общей повседневной пищи. Однако если малыш есть за общим столом, то вся еда должна либо вариться, либо тушиться, либо быть приготовлена на пару; в ней не должно быть приправ, соли и сахара. Пища должна быть разделена на мелкие порции, чтобы малышу было удобно жевать.
В этом возрасте ребенок также должен есть пять раз в день. Отличными вариантами для включения в рацион ребенку будут нежирные супы, разные злаковые каши и овощные пюре, кусочки вареного мяса и пшеничного хлеба. Кисломолочные продукты следует оставлять на вечер, особенно полезно будет кормить домашним творогом.
Если у ребенка появились первые зубы, то нужно стимулировать жевательные рефлексы, включая в обеды небольшие кусочки мягких и хорошо проваренных овощей и мягких фруктов. Также можно готовить каши и пюре не в блендере, а вилкой, позволяя ребенку прожевывать мелкие кусочки пищи.
Какие продукты должны входить в меню годовалого ребенка
Полезные для детей годовалого возраста продукты:
- Молочные продукты. Входящие в состав белки, жиры, витамины, минералы насытят организм ребенка, а бактерии, присутствующие в кисломолочных продуктах (кефире, ряженке), помогут наладить работу системы ЖКТ. Молоко, творог, кефир, йогурт на специальной закваске можно включить в ежедневный рацион ребенка, а вот сметану, сливки или сыр через день, причем употреблять следует в ограниченном количестве.
Заметьте, не стоит пренебрегать жирностью. Минимальная жирность молока, которое должен пить годовалый ребенок, должна составлять 3,2%, а творога или сметаны – 10%.
- Яйца куриные и перепелиные. Годовалый ребенок должен кушать яйцо каждый день. Можно просто отварить продукт или добавить в блюдо – выпечку, либо котлеты. Яйца содержат легкоусвояемый белок и незаменимые аминокислоты, именно поэтому их можно включать в рацион карапуза. Но есть одна опасность – аллергия, которая проявляется только на белок куриных яиц.
- Мясо. Нужные строительные белки и аминокислоты ребенок должен получить из мяса – кроличьего, куриного, говяжьего, телячьего. Полезны также субпродукты – печень, сердце. От свинины, утятины, гусятины лучше отказаться.
- Рыба. Этот продукт очень полезен, так как содержит необходимые микро и макроэлементы (магний, фосфор, фтор, калий и др.). Годовалому ребенку можно приготовить нежирные сорта рыб, например, минтай, треску, хек. Следите, чтобы не попались кости. Лучше устраивать несколько рыбных дней в неделю, заменяя мясо рыбой.
- Крупы. Крупы богаты углеводами, белками, витаминами и минеральными веществами. Их употребление немаловажно для ребенка. Такие крупы как рис, гречка, кукуруза, ячневая, перловая, пшенная помогут малышу расти и развиваться.
- Хлеб. Следует давать малышу хлеб из разных сортов муки. В основном ребенок должен кушать пшеничный хлеб, так как он быстро и легко усваивается, но можно попробовать дать ржаной хлеб.
- Из макаронных изделий можно давать вермишель – «паутинку».
- Фрукты и ягоды. Можно давать ребенку яблоки, вишню, клубнику, черешню, малину, ежевику, смородину, крыжовник, чернику, бруснику, клюкву, рябину. Некоторые дети отлично переносят абрикосы, персики, киви. Суточная доза потребления фруктов должна составлять 200-250 г. Но знайте, что они могут вызвать аллергию.
- Овощи. Включайте смело в меню морковь, кабачки, капусту, тыкву, огурцы, свеклу.
- Масло. Ребенок должен съедать в день 5-6 г. натурального растительного масла и 17 г. сливочного. Можно добавить первое в салаты, а второе намазать на бутерброд или класть в каши.
Нежелательные для употребления ребенком продукты:
- Копчености – сосиски, колбасу. Ограничьте малыша от этих продуктов, они не принесут пользу.
- Соленья. Продукты, закатанные в банки, не следует давать ребенку в год.
- Корейские продукты – морковка по-корейски, морские гребешки и т.п.
- Грибы – продукт, который тяжело усваивается.
- Обезжиренные продукты. Низкокалорийные йогурты, творожки, молоко, сметана помогут ребенку набрать быстро вес, но не из-за полезных веществ. В обезжиренных продуктах их очень мало.
- Жирные продукты. Тоже не рекомендуют употреблять годовалым детям. Их система ЖКТ еще не настроена на переваривание тяжелой пищи.
- Сахар.
- Какао, шоколад и другие сладости, в которых имеется шоколад (торты, печенья, конфеты).
- Крепкий чай, кофе.
- Любые газированные напитки.
- Бобовые. Горох, фасоль, чечевицу стоит давать в малом количестве, либо вообще исключить, так как плохо перевариваются.
- Некоторые овощи — редька, редис.
- Некоторые фрукты – цитрусовые.
Какие «взрослые» виды пищи допустимо есть ребенку в один год:
- Специи – лук, чеснок, белый перец, петрушка, укроп, лавровый лист, сельдерей, ваниль.
- Соль йодированная или морская – 0,35-0,5 г. в день.
- Некрепкий чай, отвар шиповника.
- Из сладкого – зефир, пастила (если без вредных добавок).
Двенадцатый месяц жизни ребенка: как играть?
Сейчас наиболее подходящими являются игры сюжетного типа. Можно использовать специальный детский мини театр, чтобы обыграть сказку или какую-либо ситуацию. Для этого подойдут любые варианты игрушек: пупсы, куклы, машинки или кубики. Необходимо с одной стороны давать младенцу время на самостоятельные занятия, а с другой – играть вместе с ним. Главное, установить взаимное доверие, это необходимо для того, чтобы нормально протекало развитие новорожденного ребенка – двенадцатый месяц жизни малыша – самое время для перехода на новый уровень контакта.
Игрушки
Приближается первая годовщина ребенка. У него уже значительное количество игрушек, многие из которых его перестали интересовать. Что делать? Уберите из поля зрения крохи практически все игрушки, оставив 5-10 для постоянного использования. Через неделю произведите полную замену игровых элементов на спрятанные ранее. Кроха с удовольствием примется снова играть со старыми игрушками, применять на них действия, изученные за последние 7 дней. Этот простой способ не только позволяет продлить время использования игрушек, но и сохранять к ним повышенный интерес, сохранять в доме чистоту, концентрировать внимание карапуза на конкретном предмете.
На 12-м месяце жизни наиболее полезными для игр ребенка считаются:
- Мячики и шарики. Разных размеров, цвета, формы, святящиеся и пищащие – эти игрушки еще долго будут интересовать малыша, способствуя развитию двигательных навыков. При помощи этих простых элементов можно начинать учить карапуза отличать большое и маленькое, сортировать по цвету. Добавив к мячикам кубики и другие предметы, можно понемногу рассказывать о формах предметов;
- Пирамидки, вкладыши, сортеры. Разных размеров и цвета, изображающие животных и предметы быта, мягкие и твердые – игрушки, хорошо развивающие мелкую моторику и знания об окружающем мире. Покажите малышу как правильно с ними играть, расскажите об изображенных на них предметах и животных;
- Погремушки, пищалки, молоток. Любые предметы, легко помещающиеся в ручку, издающие звуки, понравятся ребенку, способствуют формированию умения правильно оперировать предметами, развивать двигательные навыки;
- Кубики, конструктор. Ближе к году у малыша активно начинает формироваться мышление. Умение играть с простыми формами, из которых можно построить или собрать башни, замки, домики, способствуя умственному развитию, тренируют двигательные умения;
- Музыкальные игрушки, игровые центры. Слух ребенка по-прежнему нуждается в развитии. Позвольте крохе совершенствовать восприятие разнообразных звуков во время игры. Игровые центры с большим количеством элементов, кроме развития слуха, тренируют моторные навыки, развивают причинно-следственные связи;
- Игрушки для ванной. Малыш хорошо сидит и во время купания хорошо предлагать ему активные игры. Предложите покупать резиновых зверей, запустить заводную рыбку или уточку, поиграть с ковшиком и стаканчиками – хорошо развивает двигательные навыки, зрение, слух, сенсорику;
- Куклы, звери. Сюжетные игры не могут быть без героев. Хорошо, если у карапуза будут различные по величине и виду куклы, игрушки, изображающие реальных животных и птиц. На таких игрушках можно учить названия частей тела, глаголы движения, виды живых существ;
- Заводные, динамические игрушки. Такие предметы хорошо развивают зрение и координацию, моторику и фантазию;
- Мозаика. На 12-м месяце жизни хорошо предложить ребенку первую мозаику. Размер деталей лучше выбирать около 3 см;
- Посудка, игрушечная мебель, предметы, изображающие бытовые предметы для сюжетных игр;
- Машинки, каталки, ходилки – предметы, позволяющие тренировать моторные навыки в игровой форме.